Как развить зрительное восприятие у дошкольников и школьников? Очень просто, нужна необходимая зарядка для глаз и упражнения.

Для тех кто хочет понять функционированность восприятия нашего зрительного анализатора, советуем познакомится со строением отделов зрительного анализатора понять функцианированность зрительного анализатора.

Давайте рассмотрим:

Строение глазного яблока

Глаз – это периферическая часть зрительного анализатора, который располагается в глазной впадине лицевого скелета черепа. Он состоит из глазного яблока, мышц и вспомогательных защитных образований. Мышцы прикрепляются к наружной поверхности глазного яблока, обеспечивая его движение. К вспомогательным защитным образованиям относятся: брови, веки с ресницами и слезная железа с протоком, с помощью которых происходит увлажнение поверхности глазного яблока и удаление инородных мелких частиц.

Глазное яблоко состоит из трех оболочек. Форму его определяет наружная белочная оболочка – склера, переходящая спереди в прозрачную часть – роговицу. Роговица хорошо проницаема для ионов Na, K, Cl, лекарственных веществ. Она преломляет лучи света.

Средняя или сосудистая оболочка. В ней выделяют три части: собственно сосудистую оболочку, ресничное тело, радужную оболочку. Собственно сосудистая оболочка богата кровеносными сосудами. Поэтому она участвует в питании (трофике) глаза.

Ресничное тело проецируется на склеру и связана с ней с помощью ресничной мышцы. Ресничное тело с кровеносными сосудами продуцирует внутриглазную жидкость, принимающую участие в регуляции внутриглазного давления. Радужка содержит пигментные клетки, определяющие цвет глаз. В центре ее имеется отверстие – зрачок, играющий роль диафрагмы (т. е. предохранение глаза от избыточной освещенности) для проникающих в глаз лучей света, благодаря мышцам суживающим и расширяющим его. Осуществляется зрачковый рефлекс в зависимости от освещенности; в темноте зрачок расширяется, на свету – суживается.

В регулировании этого рефлекса принимает участие вегетативная нервная система. Парасимпатический ее отдел — суживает зрачок, а симпатический – расширяет.

Третья, внутренняя оболочка глазного яблока – сетчатка, состоящая из фоторецепторных клеток – палочек и колбочек. Палочек больше, чем колбочек и они располагаются по периферии сетчатки. Палочки обеспечивают ночное видение или видение при слабом освещении, т. к. более чувствительны к свету. Колбочки расположены в центральной части сетчатки. Они обеспечивают дневное зрение, восприятие формы и цвета предмета, т. к. форму человек улавливает за счет игры цвета и полутени. Полагают, что восприятие цвета колбочками связано с наличием трех их типов, которые соответственно реагируют на синий, зеленый и красный цвета. А промежуточные цвета воспринимаются при одновременном раздражении колбочек двух типов и более. В центральной ямке сетчатки содержатся только колбочки, эта область наилучшего видения названа желтым пятном. Участок сетчатки, где сходятся отростки чувствительных нейронов, образующих зрительный нерв, лишен колбочек и палочек, он называется слепым пятном. Восприятие цвета начинается с возбуждения фоторецепторов – палочек и колбочек, им предшествуют проходящие в них фотохимические реакции, формирующие биопотенциал.

К ресничному телу с помощью связок подвешен хрусталик, расположенный сзади зрачка. Он представляет собой двояковыпуклую, прозрачную линзу, которая способна изменять свою форму. К нему подходит ресничная мышца, которая изменяет его кривизну, т. е. хрусталик выполняет роль аккомодации.

Аккомодация – это приспособление глаза к видению различно удаленных предметов.

Таким образом, хрусталик преломляет и фокусирует лучи света на сетчатку.

Глазное яблоко заполнено прозрачной массой, напоминающей гель. Эта масса расположена между хрусталиком и сетчаткой глаза и названа стекловидным телом.

Основные функции стекловидного тела:

1. Защитная (предохраняет от смещения хрусталик, сетчатку, ресничное тело).

2. Создает постоянство внутриглазного давления.

Итак, орган зрения включает:

1.оптический аппарат, воспринимающий энергию светового раздражителя (световых волн), куда входит: роговица, водянистая влага (пропускает лучи света), радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело. В целом это система линз, формирующая на сетчатке перевернутое и уменьшенное изображение рассматриваемых предметов.

схема-строения-глаза

Функции зрения

Части зрительного анализатора. Проводящий путь зрительного анализатора.

Зрительный анализатор состоит из трех частей: периферической (орган зрения или глаз), проводниковой (зрительный нерв, зрительный тракт, подкорковые структуры: верхние бугры четверохолмия в среднем мозге, зрительные бугры (подушка таламуса) ядра глазодвигательного нерва в среднем мозге и т. д.), корковый конец анализатора – затылочная доля больших полушарий головного мозга.

Проводящий путь

От рецепторов сетчатки импульсы идут по зрительному нерву (II пара ЧМН). Части волокон, идущих от боковых отделов сетчатки не перекрещиваются, а другая половина зрительного нерва переходит на противоположную сторону второго зрительного нерва, образуя зрительный перекрест. Эти волокна правого и левого зрительного нерва вместе с не перекрещенными, после перекреста образуют зрительный тракт, идущий, сначала, в подкорковые центры, а затем в корковый конец зрительного анализатора – затылочная доля больших полушарий головного мозга.

Острота зрения

В подкорковых структурах сосредоточены клетки, воспринимающие яркость, контуры, форму предметов. А корковый конец нужен для узнавания определенного образа. Это идет путем сравнения образов, хранящихся в памяти.

Острота зрения или visus – это наименьшее расстояние между двумя точками, которые глаз способен видеть раздельно.

В норме visus (острота зрения) равна 1.0

Она определяется с помощью буквенных или фигурных стандартных таблиц (см. практ. занятие)

Пространство, которое человек может видеть фиксированным взглядом, называется полем зрения.

Оно определяется с помощью периметра Форстера. Различают отдельно поле зрения для левого и правого глаза и общее поле зрения. Для белого цвета самое широкое, самое узкое – для зеленого, желтого (см. практ. занятие)

Ощущение глубины пространства обеспечивается бинокулярным зрением. У человека с нормальным зрением при рассматривании предмета двумя глазами изображение падает на симметричные (идентичные) точки сетчатки, а корковый отдел анализатора объединяет его в единое целое, давая одно изображение. Бинокулярное зрение – это способность двух глаз соединять изображения и видеть как единый образ предмета. Если же изображение падает не на симметричные точки двух сетчаток, то изображение раздваивается. Поэтому при надавливании на глаз сбоку начинает двоиться в глазах, т. к. нарушилось соответствие сетчаток.

Рефракция глаза – это преломляющая сила оптической системы глаза, в состоянии покоя аккомодация выражается в диоптриях (дптр). В состоянии покоя аккомодации преломляющая сила равна 58-60 дптр. При нормальной рефракции параллельные лучи от далеко расположенных предметов собираются на сетчатке в центральной ямке. Такой глаз является нормальным или эмметропическим, в котором возникает действительное, уменьшенное и обратное изображение.

Анализ восприятия на внимание каринок

Как проверить зрительный анализатор у ребенка? Очень просто, можно проверить восприятие зрения с помощью игр.
Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.

Поскольку игру полезно использовать в работе с разными категориями детей (нормой, ЗПР, логопатами и т. д.), сперва надо выяснить, с картинок какой сложности начинать работу.

Предъявите малышу несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения).

Предложение: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите: обведи его пальчиком.

Обратите внимание! Соскальзывает малыш при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.

Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: а что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста.

Если ребёнок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а скорее, признак педагогической запущенности.

Получив небольшое представление о воспитаннике, можно подбирать материал для работы. В интернете много карточек с наложенными картинками, будет нетрудно подобрать подходящие.

Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.

Парные зашумлённые изображения
Это усложнение

Цель: формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий

Предложим малышу рассмотреть парные изображения (на этапе обучения они минимально друг от друга отличаются). Найти, назвать и показать отличия.

1. Поначалу на одной картинке чего-то не достаёт или добавляется лишний предмет. Затем число лишних или добавленных предметов возрастает до 5-7.
2. Потом задание посложнее, например, чем отличаются контуры предметов на парных картинках

3. Найти и выделить среди овощей – фрукт (или наоборот: фрукт среди контуров овощей).
4. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).
5. Найти и выделить указанную цифру и букву.
6. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.
7. Выделить контуры животных жарких стран.
8. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).
9. Выделить силуэты северных животных.
10. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).
11. Найти контур животного посреди насекомых.
12. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.Указанный контур дети могут выделить разными способами:• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур), карандашами, восковыми мелками или пастелью;
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.Как мы уже замечали, наложенных изображений в интернете море. Но иногда надо создать материал под конкретную тему или конкретного ребёнка. Это легко сделать с помощью трафаретов.Для воспитанников младшего возраста подбираются трафареты с более крупными и простыми рисунками. Детям постарше можно взять 3-5 более мелких и сложных контуров предметов.
Для детей младшего возраста подбирают трафареты с более крупным и простым рисунком. Для старших детей можно использовать от 3 до 5 более мелких и сложных силуэтов.
Назови все предметы и всех животных на картинках. Как их можно назвать одним словом?
Кто спрятался на рисунках? Назови и сосчитай!
Кого увидел волк?
Посмотри внимательно на картинку, найди и сосчитай всех черепах.
Какие животные спрятались на рисунке

Аномалии рефракции и их коррекция

При постоянной избыточной кривизне хрусталика, параллельные световые лучи преломляются перед сетчаткой, в результате чего возникает близорукость или миопия. Близкие предметы близорукий видит хорошо, а удаленные расплывчато. Коррекция близорукости – использование рассеивающих двояковогнутых линз.

Если же кривизна хрусталика недостаточна, то световые лучи фокусируются за сетчаткой и возникает дальнозоркость или гиперметропия. Коррекция такой аномалии проводится с помощью очков с двояковыпуклыми собирающими линзами.

Методы исследования зрительного анализатора

1. Определение остроты зрения по таблице Головина – Сивцева. Таблица состоит из двух половин: правая – с буквами, а левая – с полукольцами. В каждой половине имеется 12 строчек разной высоты. Величина букв, знаков в строчках убывает сверху вниз. Слева от строчек буквой «D» обозначено расстояние с которого видна буква нормальному глазу, а с правой стороны от строк указана острота зрения. Исследуемый находится на расстоянии 5 м от таблицы. Острота зрения определяется по формуле: d V (visus) = ─ D

Для правого и левого глаз, где d – 5м, а D – расстояние с которого должна быть видна прочитанная строка.

В норме острота зрения (V) = 1,0 для обоих глаз.

2. Определение поля зрения с помощью периметра Форстера. Этот метод включает в себя: а) определение поля зрения для белого цвета б) определение границ цветового зрения

Убеждаются что:

— периферическая часть сетчатки не воспринимает цвет, т.к. там находятся рецепторные клетки – палочки

— цветовое поле зрения не совпадает для разных цветов (самое узкое поле зрения на зеленый цвет).

3. Исследование аномалий рефракции (близорукости или дальнозоркости). Оно заключается в подборе коррегирующих стекол, что позволяет подобрать соответствующие очки.

Преломляющая сила линз выражается в диоптриях (1 диоптрий соответствует расстоянию 1м).

4. Определение цветового зрения с помощью полихроматических таблиц по Рабкину. Принцип заключается в том, что при нарушении цветоощущения исследуемого, он не может судить о цвете, яркости, насыщенности. Так как в этих таблицах имеются фоновые кружочки одной яркости, но другого цвета, составляющие для нормально видящего глаза какую – либо цифру или фигуру.

5. Определение зрачкового рефлекса на свет.